В процессе обучения в школе каждый ребенок, взрослый хотя бы раз был вовлечен в конфликты (с другими учащимися, с педагогами или родителями), становился в них обидчиком, жертвой или невольным свидетелем. Поскольку при административном и уголовном наказании не проводится работа с подлинными причинами конфликтов и с чувствами конфликтующих, конфликты нередко остаются, по сути, неразрешимыми. Поэтому в нашей школе с 1 сентября 2015года создана служба примирения.
С целью ознакомления и вовлечения в деятельность этой службы учащихся и учителей проводим эту ознакомительную беседу. Каждый, кто желает разрешить конфликт мирным путем, может обратиться в эту службу за помощью.
Часто случается так, что люди не могут понять интересы друг друга без помощи третьей независимой стороны. Участие в решение конфликта такой независимой стороны используется в альтернативном методе – медиации. Медиация – это добровольный и конфиденциальный процесс, в котором нейтральная третья сторона (медиатор) помогает сторонам найти взаимоприемлемый вариант решения, конфликтной ситуации.
Для примера можно привести такую историю: две сестры, находясь в своей комнате, спорят из-за того, поднять занавески или опустить их. Одна встает и опускает их, другая встает и поднимает их. Складывается впечатление, что конфликт решить невозможно. Каким может быть продолжение этой истории? Заметно, что сестры стоят на своих позициях и не говорят про интересы. Но, если принять это во внимание, то ситуацию можно решить, например, таким способом. Заходит брат и спрашивает, что здесь происходит? Одна сестра говорит, что очень яркий солнечный свет мешает ей заснуть. А другая сестра говорит, что пытается читать книгу, чтобы подготовить домашнее задание, и ей нужен свет. Услышав это, брат включает лампу около кровати одной из сестер, и опускает занавески. Обе девочки остались довольны.
Наша концепция Службы примирения базируется на трех положениях.
1. Конфликт должен быть разрешен его непосредственными участниками, поскольку только они смогут найти лучшее решение. И если они приняли на себя ответственность за решение, то наверняка его выполнят и больше не попадут в подобную ситуацию.
2. В качестве ведущих примирительной встречи (нейтрального посредника) работают подростки, поскольку у них наиболее тесный контакт со сверстниками (взрослым подростки часто не доверяют или боятся прослыть «стукачами»).
3. Навыки, полученные ведущими в ходе проведения примирительной встречи, по качеству превосходят любые искусственные ситуации на тренинге и понадобятся подросткам в их жизни. Поэтому чем больше из них освоят деятельность ведущего, — тем лучше.
Подчеркнем, что школьная служба примирения не должна становиться психологическим клубом. Ее основная направленность — проведение примирительных встреч и изменение подхода с силового и карательного на восстановительный. Только если эти цели выполняются, она может считаться Службой примирения.
Основные ситуации — кражи мобильных телефонов, вымогательство денег, ограбление, драки из-за сплетен между девочками, порча школьного имущества и т.п. Служба с этими ситуациями и работает. Мы не говорим о всепрощении и безнаказанности. Для нас ответственность - в максимальном исправлении причиненного вреда. Если стороны хотят встретиться и это для них безопасно, то встречу можно проводить. Люди приходят добровольно, и перед ведущим не стоит задача достичь примирения (тем более что это не в его силах). Ведущий помогает диалогу сторон, следит за его конструктивностью (чтобы не было угроз, оскорблений и проч.), но ответственность за участие во встрече и ее результат лежит на участниках диалога.
Кстати, мы и не говорим сторонам о «примирении», а скорее «как перестать быть врагами».
Школьная служба примирения – это команда взрослых (кураторов) и подростков (медиаторов), прошедших курс подготовки по медиации, которая стремится:
- разрешить конфликтную ситуацию конструктивным способом;
- дать возможность существующим в школе сообществам понять друг друга и увидеть в каждом человека, исходя из личностных, а не ролевых отношений;
- снизить уровень агрессивности в школьном сообществе.
Правовая основа организации служб школьной медиации
в образовательных организациях
Правовой основой создания и деятельности служб школьной медиации является:
Конституция Российской Федерации;
Гражданский кодекс Российской Федерации;
Семейный кодекс Российской Федерации;
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Конвенция о правах ребенка;
Конвенции о защите прав детей и сотрудничестве, заключенные в г. Гааге, 1980, 1996, 2007 годов;
Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)";
Понятия "школьная медиация" и "служба школьной медиации"
Согласно Федеральному закону от 27 июня 2010 г. N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" под процедурой медиации понимается способ урегулирования споров при содействии медиатора (независимое лицо либо независимые лица, привлекаемые сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора) на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.
Медиация альтернативна любому директивному способу разрешения споров, когда спорящие стороны лишены возможности влиять на исход спора, а полномочия на принятие решений по спору делегированы третьему лицу.
Медиатор не наделяется правом принятия решения по спору и не оказывает давление на стороны. Он только организует содействие конфликтующим сторонам, участвующим на добровольной основе в процессе поиска взаимоприемлемого и жизнеспособного решения, которое удовлетворит впоследствии их интересы и потребности.
Вместе с тем процедура медиации является не только эффективным инструментом разрешения споров и конфликтных ситуаций, но и их предупреждения и профилактики.
Медиативный подход - деятельностный подход, основанный на принципах медиации, предполагающий владение навыками позитивного осознанного общения, создающими основу для предотвращения и (или) эффективного разрешения споров и конфликтов в повседневных условиях без проведения медиации как полноценной процедуры.
Медиативный подход может использоваться любым человеком, прошедшим соответствующее обучение, в том числе для разрешения или предотвращения спора и разногласий, в которых он выступает одной из сторон.
Метод "Школьная медиация" - это инновационный метод, который применяется для разрешения споров и предотвращения конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса в качестве современного альтернативного способа разрешения споров.
Метод "Школьная медиация" вобрал в себя все лучшее, что накоплено за несколько десятилетий применения процедуры медиации в мире. В его основе лежит человекоцентристский подход. Являясь производным от классической медиации, он позволяет комплексно и эффективно работать со всеми субъектами, участвующими в воспитании ребенка.
Служба школьной медиации - эта служба, созданная в образовательной организации и состоящая из работников образовательной организации, учащихся и их родителей, прошедших необходимую подготовку и обучение основам метода школьной медиации и медиативного подхода.
Школьная медиация не ограничивается территорией образовательной организации. Важную роль в интеграции метода играет вовлечение семьи при условии, что родители (законные представители), обучены основам метода. Это позволит им не только хотеть, но и компетентно помогать детям в семье в сложных, потенциально конфликтных ситуациях. В частности, в трудные, критические периоды их жизни и становления.
В свою очередь, в образовательной организации конфликт будет разрешаться успешнее, если родители (законные представители) будут ориентировать ребенка на медиативный подход.
Таким образом, метод школьной медиации позволяет образовательной организации и семье воспринимать друг друга как партнеров, стремящихся к одной цели, и объединить их усилия для обеспечения безопасности и благополучия ребенка.
План работы службы школьной медиации МБОУ СОШ № 11
на 2020 – 2021 учебный год
№ |
Мероприятие |
Срок реализации |
Ответственные |
1 |
Организационно – методическая работа: планирование работы на учебный год, определение цели и задач. |
Сентябрь-октябрь |
Куратор СШМ Н.В. Лунина
Соц. педагог Ю.А. Омельченко |
2 |
Участие в семинарах, совещаниях, направленных на повышение квалификации в сфере деятельности ШСП |
В течение года |
Куратор Н.В. Лунина
Медиаторы |
3 |
Создание группы медиаторов из числа обучающихся |
Сентябрь- октябрь 2020 |
Ю.А. Омельченко |
4 |
Информирование родителей о работе ШСП |
1 раз в месяц |
Ю.А. Омельченко |
5 |
Сотрудничество с Советом профилактики, возможность проведения ВП с подачи членов Совета профилактики |
В течение учебного года |
Ю.А. Омельченко |
6 |
Сбор заявок, случаев для рассмотрения ШСП |
В течение года |
медиаторы |
7 |
Проведение программ примирения |
В течение года |
медиаторы |
8 |
Обсуждение проведенных программ примирения. Анализ деятельности ШСМ |
апрель |
Н.В. Лунина |
9 |
Создание буклета о деятельности ШСМ |
Март - апрель |
медиаторы |
Директор МБОУ СОШ № 11 Левкова Л.Н.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов № 11
П Р И К А З
«01» сентября 2019г. №280
г. Хабаровск
О создании Службы школьной
медиации (примирения)
В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)", согласно распоряжению Правительства РФ от 15.10.2012 № 1916-р "О плане первоочередных мероприятий до 2014 г. по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы"
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Создать Службу школьной медиации (примирения).
2. Назначить комиссию в следующем составе:
- председатель комиссии Л.Н.Левкова - директор школы
- секретарь Н.В. Лунина - зам.директора по ВР
- члены комиссии: Т.Н. Толстова - зам.директора по УВР
Рудь С.В.- заведующая библиотекой
Омельченко Ю.А.- социальный педагог
3.Контроль за деятельностью Службы школьной медиации (примирения) возложить на зам. директора Лунину Н.В.
Директор Л.Н. Левкова
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с углубленным
изучением отдельных предметов № 11
Принято на заседании педагогического совета 31.08.2015 г. Протокол № 1 |
|
Положение
о службе школьной медиации
1. Общие положения
1.1. Служба примирения является объединением обучающихся и педагогов, действующей в образовательном учреждении на основе добровольческих усилий обучающихся (воспитанников).
1.2. Служба примирения действует на основании действующего законодательства, Устава школы, настоящего Положения и Стандартов восстановительной медиации.
2. Цели и задачи службы примирения
2.1. Целью службы примирения является:
2.1.1 распространение среди обучающихся (воспитанников), работников учреждения и педагогов цивилизованных форм разрешения конфликтов;
2.1.2 помощь в разрешении конфликтных и криминальных ситуаций на основе принципов восстановительной медиации;
2.1.3. снижение количества административного реагирования на правонарушения.
2.2. Задачами службы примирения являются:
2.2.1 проведение примирительных программ (восстановительных медиаций, кругов сообщества, школьных и семейных конференций и т.д.) для участников конфликтов и криминальных ситуаций;
2.2.2 обучение школьников (воспитанников) цивилизованным методам урегулирования конфликтов и ответственности;
2.2.3 информирование обучающихся (воспитанников) и педагогов о принципах и ценностях восстановительной медиации;
3. Принципы деятельности службы примирения.
Деятельность службы примирения основана на следующих принципах:
3.1. Принцип добровольности, предполагающий как добровольное участие школьников в организации работы службы, так и обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной программе.
3.2. Принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство службы примирения не разглашать полученные в ходе программ сведения. Исключение составляет информация о готовящемся преступлении, а также примирительный договор (по согласованию с участниками встречи и подписанный ими).
3.3. Принцип нейтральности, запрещающий службе примирения принимать сторону одного из участников конфликта. Нейтральность предполагает, что служба примирения не выясняет вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны, а является независимым посредником, помогающим сторонам самостоятельно найти решение.
4. Порядок формирования службы примирения
4.1. В состав службы примирения могут входить обучающиеся (воспитанники) 9-11 классов, прошедшие обучение проведению примирительных программ.
4.2. Руководителем службы может быть социальный педагог, психолог или иной педагогический работник школы, на которого возлагаются обязанности по руководству службой примирения приказом директора школы.
4.3. Руководителем службы примирения может быть человек, прошедший обучение проведению примирительных программ.
4.4. Вопросы членства в службе примирения, требований к обучающимся (воспитанникам), входящим в состав службы, и иные вопросы, не регламентированные настоящим Положением, могут определяться Уставом, принимаемым службой примирения самостоятельно.
5. Порядок работы службы примирения
5.1. Служба примирения может получать информацию о случаях конфликтного или криминального характера от педагогов, обучающихся (воспитанниках), администрации школы, членов службы примирения, родителей (или лиц их заменяющих).
5.2. Служба примирения принимает решение о возможности или невозможности примирительной программы в каждом конкретном случае самостоятельно. При необходимости о принятом решении информируются должностные лица школы.
5.3. Примирительная программа начинается в случае согласия конфликтующих сторон на участие в данной программе.
5.4. В случае если примирительная программа планируется, когда дело находится на этапе дознания, следствия или в суде, то о ее проведении ставится в известность администрация школы и при необходимости производится согласование с соответствующими органами внутренних дел.
5.5. Переговоры должностными лицами проводит руководитель службы примирения.
5.6. В сложных ситуациях (как правило, если в ситуации есть материальный ущерб, среди участников есть взрослые, а также в случае криминальной ситуации) куратор службы примирения принимает участие в программе.
5.7. В случае если конфликтующие стороны не достигли возраста 10 лет, примирительная программа проводится с согласия классного руководителя (воспитателя) или законного представителя ребенка.
5.8. Служба примирения самостоятельно определяет сроки и этапы проведения программы в каждом отдельном случае.
5.9. В случае если в ходе примирительной программы конфликтующие стороны пришли к соглашению, достигнутые результаты могут фиксироваться в письменном примирительном договоре или устном соглашении.
5.10. При необходимости служба примирения передает копию примирительного договора администрации школы.
5.11. Служба примирения помогает определить способ выполнения обязательств, взятых на себя сторонами в примирительном договоре, но не несет ответственность за их выполнение. При возникновении проблем в выполнении обязательств, служба примирения может проводить дополнительные встречи сторон и помочь сторонам осознать причины трудностей и пути их преодоления, что должно быть оговорено в письменном или устном соглашении.
5.12. При необходимости служба примирения информирует участников примирительной программы о возможностях других специалистов (социального педагога, психолога, имеющихся на территории учреждений социальной сферы).
5.13. Деятельность службы примирения фиксируется в журналах и отчетах, которые являются внутренними документами службы.
5.14. Куратор службы обеспечивает мониторинг проведенных программ, проведение супрвизий с медиаторами на соответствие их деятельности принципам восстановительной медиации.
6. Организация деятельности службы примирения
6.1. Службе примирения по согласованию с администрацией школы предоставляется помещение для сборов и проведения примирительных программ, а также возможность использовать иные ресурсы школы - такие, как оборудование, оргтехника, канцелярские принадлежности, средства информации и другие.
6.2. Должностные лица школы оказывают службе примирения содействие в распространении информации о деятельности службы среди педагогов и обучающихся (воспитанниках).
6.3. Служба примирения имеет право пользоваться услугами психолога, социального педагога и других специалистов школы.
6.4. Администрация школы содействует службе примирения в организации взаимодействия с педагогами школы, а также социальными службами и другими организациями. Администрация стимулирует педагогов обращаться в службу примирения или самим использовать восстановительные практики.
6.5. В случае, если стороны согласились на примирительную встречу, то административные действия в отношении данных участников конфликта приостанавливаются. Решение о необходимости возобновления административных действий принимается после получения информации о результатах работы службы примирения и достигнутых договоренностях сторон.
6.6. Администрация школы поддерживает участие куратора (кураторов) службы примирения в собраниях ассоциации (сообщества) медиаторов.
6.7. Раз в четверть проводятся совещания между администрацией и службой примирения по улучшению работы службы и ее взаимодействия с педагогами с целью предоставления возможности участия в примирительных встречах большему числу желающих.
6.8. В случае если примирительная программа проводилась по факту, по которому возбуждено уголовное дело, администрация школы может ходатайствовать о приобщении к материалам дела примирительного договора, а также иных документов в качестве материалов, характеризующих личность обвиняемого, подтверждающих добровольное возмещение имущественного ущерба и иные действия, направленные на заглаживание вреда, причиненного потерпевшему.
6.9. Служба примирения может вносить на рассмотрение администрации предложения по снижению конфликтности в школе.
7. Заключительные положения
7.1. Настоящее положение вступает в силу с момента утверждения и действует бессрочно.
7.2. Изменения в настоящее положение вносятся директором школы по предложению службы примирения или органов школьного самоуправления.
Приложение к приказу № 280 от 01.09.2019г.
Функциональные обязанности руководителя и членов
Школьной Службы Примирения
Для руководителя:
- осуществлять общее руководство деятельности ШСП;
- проектировать работу ШСП;
- осуществлять взаимодействие с администрацией школы, органами внутренних дел и другими службами;
- отвечает за качество и эффективную деятельность службы;
- анализирует работу ШСП.
Для членов:
- проводить предварительные встречи с конфликтующими сторонами;
- проводить примирительную встречу;
- вести записи об итогах встреч;
- информируют заявителя, руководителя службы о результатах проведенной работы.
Порядок работы медиатора в восстановительной модели медиации
Авторы: Рустем Максудов, Людмила Карнозова, Антон Коновалов
ЭТАП 1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
ЭТАП 2. ВСТРЕЧА СО СТОРОНОЙ
1 фаза. Создание основы для диалога со стороной
2 фаза. Понимание ситуации
3 фаза. Поиск вариантов выхода
4 фаза. Подготовка к встрече
ЭТАП 3. ВСТРЕЧА СТОРОН
1 фаза. Создание условий для диалога между сторонами
2 фаза. Организация диалога между сторонами
3 фаза. Поддержка восстановительных действий на встрече и
фиксация решений сторон.
4 фаза. Обсуждение будущего
5 фаза. Заключение соглашения
6 фаза. Рефлексия встречи
АНАЛИТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА
ЭТАП 1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
Задачи работы ведущего (медиатора):
1. получив информацию о случае, определить, подходит ли он по критериям для работы с использованием восстановительных программ;
Критерии, по которым случай может быть принят в работу:
• стороны конфликта (криминальной ситуации) известны;
• в случаях, где есть обидчик и пострадавший, обидчик признает свою вину или, как
минимум, свое участие в случившемся.
2. если дело разбирается в официальных органах (милиция, суд или КДН и ЗП), выяснить, на какой стадии разбирательства находится дело и каковы юридические последствия успешного проведения программы;
3. связаться со сторонами по телефону и договориться о проведении индивидуальной встречи. Если участниками конфликта являются несовершеннолетние (обидчик и/или пострадавший) и данный случай рассматривается компетентными органами, медиатор обязательно связывается с законными представителями несовершеннолетнего.
Ведущему (медиатору) нередко приходится преодолевать стену подозрительности, непонимания, эмоционального напряжения, которая возникла из-за конфликта или криминальной ситуации, а также нередко из-за действий представителей государственных органов и учреждений, и предложить участникам конфликта восстановительный способ разрешения ситуации. В ходе проведения программы восстановительной медиации, на протяжении всей работы, медиатору необходимо также удерживать сквозные задачи. Их реализация помогает сторонам переключиться на будущее и построить конструктивный выход из сложившейся ситуации. Эти задачи таковы:
· достижение и удержание контакта со сторонами;
· создание условий для конструктивного выражения эмоций;
· создание безопасной атмосферы во время работы;
· создание условий для взаимопонимания.
ЭТАП 2. ВСТРЕЧА СО СТОРОНОЙ
1 фаза. Создание основы для диалога со стороной
Задача: представить себя и программу.
Различные роли сторон в ситуации противоправного деяния и, соответственно, принципиальные различия ее последствий для правонарушителя и жертвы диктуют специфику предварительных встреч ведущего с каждым из них. В то же время должна быть выполнена одна из наиболее важных задач ведущего по отношению к сторонам – безопасная атмосфера во время работы. Встречаясь со сторонами, медиатор должен позаботиться об этом и четко уяснить для себя, как он будет представляться, то есть:
· кто он и его роль в деле;
· роль и функции организации, которую он представляет;
· его взаимоотношения со сторонами.
Вариант представления:
Добрый день! Меня зовут (представиться). Я пришел по поводу ситуации ….Информацию о ней нам передал (называете человека или организацию). Я – ведущий программ восстановительной медиации (называете организацию или службу), я не представляю ни одну из сторон, то есть я не адвокат и не советчик. Наша организация (служба) помогает участникам конфликта организовать диалог друг с другом и самим найти выход из конфликта без применения насилия. Участие в наших программах добровольное, поэтому в конце разговора вы сами примете решение, будете ли вы в ней участвовать. Наш разговор конфиденциален, то есть я не буду разглашать информацию, кроме вашего решения участвовать или не участвовать в наших программах. Исключение составляет ситуация, если мне станет известно о готовящемся преступлении, в этом случае я обязан сообщить в компетентные органы.
2 фаза. Понимание ситуации
Задача: помочь обозначить различные аспекты конфликтной ситуации, важные с точки зрения участников и принципов восстановительной медиации.
Возможные действия медиатора:
1. Обсуждение ситуации
· помочь человеку вопросами, уточнением и пр. Рассказать о том, что произошло до ситуации, сейчас, после, о других участниках, о потерпевшем, о друзьях, о своих состояниях и чувствах, об отношении к происшедшему и его последствиям;
· внимательно слушать и улавливать, что беспокоит человека;
· в случае необходимости помочь пережить сильные чувства;
· обсудить ценности относительно различных способов реагирования на ситуацию, рассказать о ценностях восстановительной медиации.
2. Обсуждение последствий
обсудить, к каким последствиям привела ситуация (или еще может привести), что человеку в этом не нравится. Если о последствиях уже упоминалось при обсуждении ситуации, резюмировать для того, чтобы перейти к поиску вариантов выхода.
3 фаза. Поиск вариантов выхода
Задача: поддержать принятие стороной ответственности за восстановительный выход из ситуации.
Обсуждаемые вопросы:
· какие выходы возможны из создавшейся ситуации и, к каким последствиям эти выходы могут привести;
· пытались ли сами разрешить ситуацию, встретиться со второй стороной;
· варианты заглаживания вреда;
· в случае возмещения ущерба родителями и других трат родителей (например, на адвоката) обсудить, в чем будет конкретный вклад несовершеннолетнего в заглаживании вреда, в частности, как он будет возмещать траты родителей;
· если в ситуации участвовали несовершеннолетние, обсудить планы несовершеннолетних на будущее, поддержку этих планов со стороны родителей и ближайшего социального окружения;
· рассказать о встрече со второй стороной (если она была) или о возможности такой встречи;
· обсудить встречу с другой стороной как возможный вариант действия, направленного на выход из ситуации. Подчеркнуть, что главными на встрече являются стороны, а медиатор обеспечивает конструктивность и безопасность;
· предложить сформулировать перечень вопросов, которые сторона хочет обсуждать на встрече (сформировать повестку дня);
· проинформировать о юридических последствиях заключения примирительного соглашения;
· если сторона не согласна на встречу, можно выяснить причины такого несогласия.
Можно предложить форму челночной медиации, а также другие программы восстановительного правосудия: Круги или семейные конференции. В случае категорического несогласия на любые формы общения можно предложить не решать вопрос окончательно и оставить памятку и свои координаты;
· независимо от согласия на встречу обсудить, требуется ли помощь каких-то специалистов;
· если сторона согласна на встречу сторон, приступить к 4 фазе.
4 фаза. Подготовка к встрече
Задача: прояснить суть предстоящей процедуры и поддержать принятие стороной
своей роли на встрече.
Возможные действия медиатора:
· рассказать о формате примирительной встречи, обсуждаемых вопросах, правилах, роли сторон, медиатора, законных представителей, возможности участия других лиц. Сформировать на основе предыдущих этапов повестку дня встречи. При обсуждении правил встречи спросить, готовы ли участники их соблюдать; предложить внести дополнения;
· если со второй стороной еще не было индивидуальной встречи, пояснить ее право отказаться от участия в программе;
· пояснить свою роль медиатора на совместной встрече: ответственность за безопасность, координирование действий, поддержка диалога. Подчеркнуть ответственность сторон за принятие решения;
· обсудить перечень участников будущей встречи, предпочтительное время и место встречи;
· поблагодарить за беседу, оставить контактный телефон и памятку о программе.
Правила встречи:
1. Не перебивать - у каждого есть возможность быть выслушанным до конца.
2. Не оскорблять, чтобы все чувствовали себя в безопасности.
3. Конфиденциальность – не рассказывать окружающим, что происходило на встрече (только результат или подписанный договор).
4. Каждый участник может при необходимости предложить сделать перерыв, перенести продолжение встречи на другой день.
5. Медиатор может поговорить с кем-то из участников наедине, а также участник с медиатором.
ЭТАП 3. ВСТРЕЧА СТОРОН
1 фаза. Создание условий для диалога между сторонами. Возможные действия медиатора:
1. заранее подготовить место для встречи сторон;
2. поприветствовать участников, поблагодарить за то, что пришли, если необходимо – познакомить участников друг с другом;
3. объявить цели встречи, огласить правила, обозначить позицию медиатора;
4. объявить основные пункты повестки дня.
2 фаза. Организация диалога между сторонами
Задача: организовать взаимопонимание в процессе диалога.
Возможные действия медиатора:
1. предложить сторонам рассказать свою версию случившегося и его последствия;
2. предложить сторонам высказать свое отношение к изложенному;
3. поддержать диалог между сторонами по поводу ситуации и, ее последствий. В ходе встречи необходимо трансформировать негативные высказывания так, чтобы это помогало конструктивному диалогу, и усиливать позитивные идеи и шаги по отношению друг другу.
3 фаза. Поддержка восстановительных действий на встрече и фиксация решений сторон.
Задачи:
1. поддержать понимание и признание последствий криминальной ситуации;
2. поддержать извинения и прощение;
3. инициировать поиск вариантов решений и анализ предложений;
4. обсудить и зафиксировать взаимоприемлемые варианты разрешения ситуации;
5. обсудить и принять механизм реализации решений.
4 фаза. Обсуждение будущего
Задача: поддержать проектирование будущего участников.
Вопросы для обсуждения:
· что будешь делать, если попадешь в похожую ситуацию;
· что нужно сделать, чтобы подобное не повторилось;
· какую профессию (специальность) хочешь получить и, кто может поддержать тебя в этом;
· чем будешь заниматься в свободное время, есть ли желание заниматься в каком- либо кружке, секции, клубе и кто может помочь этому осуществиться.
5 фаза. Заключение соглашения
Задача: зафиксировать достигнутые результаты и договоренности.
Возможные действия медиатора:
· фиксировать решения и четкий план их реализации;
· обсудить, что делать, если план не будет выполнен;
· зафиксировать устное соглашение или письменный договор.
6 фаза. Рефлексия встречи
· обсудить, удовлетворены ли участники встречей, осталось ли что-то недоговоренное?
· спросить, что важного для себя они узнали в результате встречи.
После встречи, по возможности, организовать чаепитие с рассказом сторон друг другу о себе (кто что любит, чем занимается, в чем чувствует свою успешность).
АНАЛИТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА (может проходить через 2-3 недели)
Задачи:
1. провести рефлексию результатов медиации; 2. выяснить, выполнено ли достигнутое соглашение; 3. обсудить ценности восстановительного способа разрешения конфликтов и криминальных ситуаций.
Вопросы для обсуждения с подростком и его родителями:
· как развиваются ваши отношения, и как выполняется договор?
· что важного для себя вы поняли в результате встречи?
· рассказали ли про медиацию друзьям, знакомым, как они к этому отнеслись?
· бывают ли у них ситуации, где нужен медиатор, посоветовали бы обратиться к
медиаторам?
Программа « Восстановительная медиация»
План действий по достижению результатов
От конфликта до примерения