ВВЕДЕНИЕ
В 2005 году я ознакомилась с программой «Начальная школа 21века».
Изучая методическую литературу (список литературы на странице 34), заинтересовалась одной из форм работы, предложенной авторами программы (Н.Ф. Виноградвой, Л.Е. Журовой)- групповой формой работы. Так я определилась с темой: "Групповая форма организации познавательной деятельности на уроках в начальной школе".
(Актуальность темы).
Групповая форма работы активизирует деятельность учащихся на уроке, способствует повышению уровня результативности учебного процесса, т.к. обучение в группах даёт возможность каждому ученику высказать свою точку зрения, что не реально при работе с классом из-за нехватки времени на уроке. Школьники больше рассуждают, размышляют, дискутируют, а не просто механически запоминают учебный материал. В результате совместной деятельности в группе учащиеся самостоятельно, осмысленно открывают знание. Учитель в этой ситуации исполняет роль координатора, человека, создающего условия для этого открытия. Такая позиция ученика является актуальной для современной школы.
Сформированные при работе в группе коммуникативные качества и навыки сотрудничества необходимы для будущей производственной деятельности, т.к. современное производство требует от работников умения эффективно кооперироваться с коллегами на рабочем месте.
Исходя из выше сказанного, я так определила цель своей деятельности по теме:
использовать групповую форму организации познавательной деятельности учащихся для повышения эффективности учебного процесса, развития коммуникативных качеств, навыков сотрудничества, формирования активной жизненной позиции младших школьников.
Организация групповой работы в начальной школе является процессом поэтапным, поэтому задачи, вытекающие из цели, я распределила соответственно этапам.
У первоклассников ещё не сформированы навыки сотрудничества и коммуникативные качества, поэтому, перед периодом непосредственной организацией групповой работы необходим подготовительный этап.
Подготовительный этап. (2 полугодие 1 класса – 1 полугодие 2 класса)
Основные задачи этапа:
1.Сформировать положительное отношение к совместной деятельности.
2.Учить детей сотрудничать друг с другом при выполнении учебных заданий, развивать коммуникативные качества.
Чтобы учащиеся понимали пользу учебного сотрудничества, необходимо развивать у них положительное отношение к совместной деятельности. Анализ различных мероприятий (праздников, конкурсов, викторин и т.д.), проведенных в классе, свидетельствует о том, что их успех зависит от общих усилий, от совместного творчества и дружной работы. Использую задания, позволяющие детям на личном опыте убедиться в пользе совместной работы. (Например: даю классу общее задание. Всех учащихся делю на две группы: одни ученики работают индивидуально, другие – парами. Работающие в парах, справляются с заданием быстрее, чем ребята, работающие индивидуально. )
В результате дети сами отмечают достоинства совместной работы:
- объяснение того, что другим непонятно;
- возможность получить помощь от одноклассника при необходимости;
- возникновение разных мнений и необходимость обоснованного доказательства своей точки зрения.
Использование на этом этапе таких приёмов обучения, как речевые разминки, диалоги, пантомимы, позволило сформировать у учащихся умение слышать и слушать друг друга, научить задавать вопросы, отвечать на них, сформировать навыки участия в диалоге, развить умение понимать жесты, мимику собеседника. Организация и проведение учебных споров – дискуссий ,позволили создать благоприятные условия для формирования умения взаимодействовать с партнёрами по учебному общению (умение слушать товарища, считаться с его суждением, изменять свои действия в зависимости от поведения других учеников, совершенствовать свою речь). (Приложение №1).
Результатом подготовительного этапа является составление правил совместной (дружной)работы. (Приложение №2).
Следующий этап - этап непосредственной организации групповой работы.
Задачей этапа является: объединение школьников в учебные группы для решения познавательных задач и повышения качества знаний.
В свою очередь этот этап так же является уровневым.
Организацию групповой работы начала с парной работы как самой простой(2 - 3 класс).
Парную форму организации обучения можно начинать на уроках любой дисциплины при изучении любой темы, где целесообразна совместная деятельность. Главное – первые задания для парной работы нужно давать на хорошо известном детям учебном материале, чтобы основное внимание уделялось освоению приемов взаимодействия друг с другом.
Затем вводится работа с карточками – заданиями.
Для успешной работы на этом этапе первое время учащимся необходимы консультации учителя, которые впоследствии заменяются
карточками – инструкциями. (Приложение №3).
Использование карточек-инструкций позволяет более чётко организовать деятельность учащихся, следовательно, более рационально распределять время на уроке.
По мере овладения школьниками умениями совместной работы в парах стала вводить работу в группах 3 -4 класс(методика организации групповой работы та же, что и парной работы).
При формировании эффективных учебных групп следует учитывать:
- психологическую совместимость учащихся;
- объединять учеников с разной успеваемостью и уровнем развития, что способствует более плодотворному общению. (Успешные ученики чувствуют ответственность за менее успешных товарищей, а они в свою очередь стараются внести посильный вклад в работу, чтобы не подвести свою группу);
- количество учащихся в группе должно быть 4 или 6 (для возможной организации парной работы), большее количество учащихся уменьшает возможность каждого школьника занимать активную позицию в коммуникации;
- в каждой группе назначаются учителем или выбираются детьми консультант (помощник учителя) и статист (ученик, который ведёт карточку учёта деятельности каждого учащегося группы), секретарь (записывает высказанные идеи и решения), ответственный за тишину. Члены группы периодически меняются ролями.
(В своей работе использовала новые структуры взаимодействия учащихся в группе – структура «Цвета» (как вариант «Цифры»), «1-2-все». (Приложение №4).)
В ходе групповой работы создаётся единый «групповой продукт». Каждый ученик получает оценку за свою часть работы, а группа - за общий результат.
Всякая работа в группе завершается рефлексией, в ходе которой члены группы обсуждают, насколько им удалось достичь поставленных целей и сформировать хорошие групповые отношения (при этом учащиеся выявляют, какие из действий группы и её участников были эффективны, а какие неудачны, принимают решение, какие из этих действий стоить активно использовать в будущей работе, а от каких отказаться), то есть рефлексия позволяет учиться на своём опыте.
Разработка и проведение урока с использованием групповой работы включает ряд этапов:
- определение задачи урока;
- выбор способов постановки этой задачи перед группой;
- планирование числа групп, количества учеников в них и их размещения в классной комнате;
- определение структуры взаимодействия учащихся и исполняемых ими ролей;
- обеспечение необходимыми материалами;
- выбор способа оценки результатов деятельности школьников.
(Опытом своей работы по организации совместной деятельности в группах делилась на расширенном заседании школьного методического объединения и окружном методическом объединении учителей начальных классов, давала открытые уроки на школьной научно-методической конференции. Часть учителей проявила интерес к данной технологии).
Использование в классе групповой формы организации познавательной деятельности дало следующие результаты:
- на конец учебного года в 4А классе 100% успеваемость;
-из 25 человек – 4 отличника,13 учеников успевают на «4 и 5», остальные имеют не более трёх троек. Результаты обучения по предметам и четвертям отражены в Приложении №7
Совместная деятельность в группах помогает решить и воспитательные проблемы. Ученики нашего класса стараются писать в тетрадях чисто и аккуратно, так как понимают, что их работы будут читать и проверять их товарищи. Импульсивные дети (Зырянов Витя, Носова Вика, Свириденко Марк, Козлов Максим) учатся сдерживаться, так как иначе ребята не пожелают с ними работать в группе. Замкнутые дети (Прихожан Коля, Шуляковский Миша, Коваль Алиса) получают опыт общения, постепенно преодолевая свой комплекс. Ученики, имеющие «трудности» при обучении (Аллазова Лейла, Козлов Максим, Сотников Антон) попадают в ситуацию учебного успеха, необходимую для поддержания веры в свои силы, желания добиваться лучших учебных результатов.
Ребята стали активнее, коммуникабельнее, увереннее в своих силах, результатом чего стало их массовое участие во всех школьных и внешкольных мероприятиях.
Учащиеся 4 А класса успешно участвовали во всероссийском конкурсе «Русский медвежонок-2008» ( Сертификаты получили 13человек. Первое место по школе и 1место в районе, среди учащихся четвертых классов заняла Коваль Алиса; второе место по школе, третье в районе заняли ученицы класса Марусова Катя, Астафьева Настя, четвёртое место в школе,8-ое в районе, занял Бравок Максим). В международном математическом конкурсе-игре «Кенгуру-2009» (участвовало 16 учеников класса, из них 6человек получили дипломы за высокие результаты, Найдина Даша заняла 2место в школе, 2место в районе, 3-в регионе среди учащихся четвёртых классов).
Учащиеся 4А класса Успешно участвовали в школьных, окружных, городских олимпиадах( Галактионова Вика заняла 2место в школьной математической олимпиаде, участница окружной. Найдина Даша – 2 место в школьной олимпиаде по русскому языку, участница окружной. Марусова Катя заняла 1 место в школьной олимпиаде по русскому языку, 3 место в окружной, участница городской олимпиады). (Приложение № 8).Так же активно ребята участвуют в творческих конкурсах и имеют многочисленные награды и поощрения (Приложение№9).
Возникшие в процессе обучения в группах отношения взаимопомощи, внимания, ответственности друг за друга, переносятся и во внеурочные отношения. Постепенно во взаимоотношениях учащихся класса исчезли конфликты, ссоры, обиды. Такие отношения поддерживают эмоционально-положительное отношение к процессу обучения и к школе в целом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализируя свою деятельность по организации групповой работы на уроках в начальной школе, я пришла к следующим выводам:
1.Групповая деятельность естественна для активной природы ребенка. Но для организации эффективного познавательного процесса в группе у учащихся необходимо развивать коммуникативные качества (т.е. умение участвовать в учебном и внеучебном общении) и навыки сотрудничества (взаимопонимание, взаимопомощь, взаимовыручка, сплочённость). У первоклассников эти навыки ещё не развиты. Проблему решить помогает введение подготовительного этапа в организации групповой работы.
2. Для формирования эффективных учебных групп необходимо соблюдать ряд условий, предусматривающих количественный, качественный состав и обязанности участников группы.
3. Учебное сотрудничество в группе способствует повышению эффективности познавательного процесса, поскольку вся группа заинтересована в усвоении учебной информации каждым её членом, так как успех группы зависит от вклада каждого в совместное решение поставленной перед всеми проблемы. Работа в группе даёт возможность каждому ученику быть субъектом обучения. Ученики гордятся тем, что сами отвечают за своё обучение, выполняют самостоятельно функции, составляющие основу умения учиться: цель-планирование -рефлексия.
4. Сформированные в результате совместной деятельности учебные и коммуникативные навыки необходимы школьникам для дальнейшего успешного обучения и производственной деятельности.
Совместная деятельность учащихся в группе способствует повышению уровня результативности учебного процесса, характеризуется высокой активностью школьников в урочной и внеклассной деятельности, формированием дружного ученического коллектива.
В анкетах – отзывах учащиеся отмечают:
- не замечаешь, что ты на уроке;
- быстро проходит время;
- мы стали дружнее и добрее;
- интересно на уроке;
- можно фантазировать;
- нравится помогать другим;
- интересно слушать, что говорят другие;
- много неожиданного;
- вместе получается быстрее и веселее.
Можно с полным основанием считать, что проведение уроков с использованием групповой работы – один из мощных педагогических инструментов, которым может и должен пользоваться учитель.
Задачи.
- Сформировать положительное отношение к совместной деятельности у первоклассников.
- Развивать коммуникационные умения и навыки совместной деятельности учащихся для повышения эффективности работы в группах.
- Использовать учебные группы для решения познавательных задач и повышения качества знания.
- Использовать новые структуры взаимодействия учащихся в группе для активизации учебной деятельности.
- Создать условия для формирования эффективной самостоятельной, активной, творческой деятельности учащихся, необходимой для будущей жизни.
Принципы организации эффективных групп:
1. Принцип позитивной взаимозависимости (у всех общая цель, ролевая взаимозависимость)
2. Принцип индивидуальной оценки работы каждого члена гр.(каждый ученик получает отметку , для этого ведутся карточки учёта деятельности каждого учащегося)
3. Принц. Максимизации непосредственного взаимодействия между учащимися (каждый ученик занимает активную позицию. При раб. В классе отдельный ученик активен не более 15-20 секунд)
4. Принц. Систематической рефлексии (обязателен анализ проведенной работы –выявление затруднений, удач и неудач, планирование совершенствования работы группы в целом и отдельных учащихся).